Мертворожденная логистика: как в Екатеринбурге прикончили проект транспортного будущего

Для нaчaлa нaпoмним суть дeлa. Зaдумaнный мэриeй Eкaтeринбургa eщe в 2002 г. Eврo-Aзиaтский мeждунaрoдный трaнспoртнo-лoгистичeский цeнтр, раскинувшись на площади 53 га, обещал стать глобальным логистическим узлом на транспортном коридоре Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород с продолжением в Ханты-Мансийск через Серов.

В своей первоначальной версии идея предполагала объединение автотранспортной артерии Серовского тракта с расположенным на соседнем участке железнодорожным контейнерным терминалом компании «Уралконтейнер». Но главное — мэрии очень хотелось вынести на новый участок грузовой двор станции Екатеринбург-Товарный, расположенный в центре города, в треугольнике улиц Гражданская — Челюскинцев — Стрелочников, а высвобожденную землю пустить под жилую застройку.

Главная новость по теме У вокзала снесут товарную станцию и построят на ее месте огромный клон «голландского квартала»

Внешне идея обмена с «дочками» РЖД «золотыми кольцами» выглядела блестяще: семейство аффилированных железнодорожных компаний вместе с огромным земельным наделом получает радужные перспективы развития своего профильного транспортно-логистического бизнеса, а город — землю под новый респектабельный жилой микрорайон.

Для скрепления альянса участники и зарегистрировали ОАО «ЕАМТЛЦ», акционерами которого стали Комитет по управлению городским имуществом Екатеринбурга, МУГИСО, две «дочки» РЖД — ЗАО «Уралконтейнер» и страховая компания «Экспресс-гарант», плюс два миноритарных инвестора (по 5% акций) — ДГУП «Ростэк-Екатеринбург» и главный герой этой запутаннной логистической мелодрамы — транспортная компания «Лорри».

«Нам интересно развивать в городе Екатеринбурге складирование и дальнейшую дистрибуцию. Мы намерены сделать все возможное, чтобы наши клиенты могли пользоваться здесь складскими услугами, в частности, при транзите грузов с Дальнего Востока в порты Финляндии». Ари-Пекка Тюнюс, начальник по сбыту сектора перевозок с Россией и СНГ «Железных дорог Финляндии». Газета «Гудок», 7 марта 2007 г.

Поначалу все шло к тому, что будущий транспортно-логистический узел станет образцово-показательным примером частно-государственного партнерства. К 2004 году появился первый бизнес-план, а еще через несколько лет проект ЕАМТЛЦ был включен в бюджет федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России 2010–2020 гг.», в Схему развития и размещения производительных сил Свердловской области и даже в Стратегический план Екатеринбурга.

Было открыто финансирование или нет — вопрос до сих пор остается без ответа. Однако очень скоро по новому частно-государственному тресту пошла трещина. Оценив экономический потенциал предлагаемого к освобождению участка, железнодорожники передумали расставаться с золотой жилой и заявили собственные интересы по строительству жилья на нем.

Михаил Вяткин, председатель Архитектурно-градостроительного совета Екатеринбурга:

— Когда-то мы вели переговоры с РЖД о том, что территория станции Екатеринбург-Товарный перейдет в собственность города. Эти переговоры вел лично Аркадий Чернецкий. Но потом город отказался от своих притязаний — в том числе учитывая то, что РЖД и без того много сделала тогда для Екатеринбурга.

По данным информированных источников Портала 66.ru в руководстве областной Торгово-Промышленной палаты, поняв, что от изменения позиции РЖД реализация проекта зашла в тупик, городские власти вышли на новый раунд переговоров, предложив железнодорожникам новый проект: перенести на участок ЕАМТЛЦ станцию Свердловск-Сортировочный. Причем вместе с рельсами.

Однако стоимость рекультивации территории под жилую застройку оказалась настолько запредельной, что продолжение темы утратило всякий смысл.

Читать далее

В мае 2016 г. инвестиционно-строительная «дочка» РЖД — «Желдорипотека» представила Архитектурно-градостроительному совету Екатеринбурга проект будущей застройки территории станции Екатеринбург-Товарный в границах улиц Челюскинцев, Героев России и переулка Транспортников.

В формате частно-государственного партнерства проект логистического мегахаба действительно умер, так и не родившись. Более того, к 2013 году менеджмент ОАО «ЕАМТЛЦ» при попустительстве акционеров накопил долг по аренде за землю свыше 100 млн руб., и администрация Екатеринбурга инициировала банкротство предприятия. На дворе уже 2017-й, за это время сменилось два конкурсных управляющих, ни один из них погасить задолженность так и не смог, поскольку взять деньги попросту негде.

Наблюдая за активностью нынешнего конкурсного управляющего Дмитрия Усенко, в «Лорри» едва ли не смеются: дважды он безуспешно пытался продать право аренды участка, выставив его на аукцион по цене, десятикратно превышающей размер ежегодной арендной платы. На момент подготовки материала он оказался недоступен для комментариев, и выяснить механизм ценообразования не удалось.

Алексей Лютин, начальник юридического отдела компании «Лорри»:

— Я удивляюсь, кому Усенко хочет продать право аренды за 260 млн руб., да еще в кризис. Неудивительно, что на такие торги никто ни разу не заявился.

Но более всего предпринимателей удивляет позиция администрации Екатеринбурга и МУГИСО: главные акционеры проявляют необъяснимую пассивность в довершении банкротства ЕАМТЛЦ.

С момента получения разрешения на строительство в мае 2016 г. компания выполнила уже 35% строительных работ по возведению третьего складского терминала площадью 50 000 кв. м. Кстати, разрешение на строительство после четырех отказов выдал только областной Минстрой.

Многолетнее юридическое противостояние с МУГИСО и мэрией Екатеринбурга «Ролси» переместилось в зал Верховного суда, где адвокаты компании намерены наконец поставить точку в спорах с екатеринбургской мэрией, пытающейся закрыть долги обанкротившегося ЕАМТЛЦ за счет «Лорри» и «Ролси». Суть дела заключается в созданном бюрократами областного Мингосимущества юридическом казусе.

После выкупа складского терминала у выходящей из проекта «Лорри» в 2013 г. лишь спустя год судебных тяжб «Ролси» удалось добиться от МУГИСО подписания договора аренды, причем уже на весь участок в 53 га. Решение 17-го апелляционного суда юристы министерства выполнили и вписали «Ролси» в качестве нового арендатора участка в текст допсоглашения к основному договору.

Продав свой единственный недострой, «Лорри» закономерно расторгла и арендный договор с МУГИСО, о чем министерство письменно уведомило коллег из городской администрации. В ответ на это юристы администрации немедленно обратились в суд, где доказали незаконность совершённых действий и сохранили «Лорри» в числе арендаторов. В дальнейшем это позволило администрации убедить суды в солидарной ответственности арендаторов и взыскать с обоих в общей сложности 50 млн руб.

На резонный вопрос корреспондента Портала 66.ru, почему именно мэрия, а не МУГИСО, занимается сбором денег и взысканием долгов, специалисты Земельного комитета пояснили, что в этом случае речь идет о неразграниченных землях и в силу этого плата за участки полностью зачисляется в муниципальный бюджет.

Алексей Лютин, начальник юридического отдела компании «Лорри»:

— Да, мы проиграли процесс и были вынуждены заплатить. Просто компания решила смириться с убытком ради того, чтобы поставить жирную точку в нашей истории с участием в проекте ЕАМТЛЦ и забыть ее как ночной кошмар.

В беседе с корреспондентом Портала 66.ru г-н Лютин заявил, что в обоих случаях речь идет исключительно о долгах по договору аренды земельного участка, накопленных менеджментом ОАО «ЕАМТЛЦ» перед своим же акционером — мэрией Екатеринбурга.

Собственные источники Портала 66.ru припоминают даже попытки помощника одного из депутатов Гордумы оказать бизнесменам содействие в решении «проблемных вопросов» и не исключают, что банкротство ключевого акционерного общества и череда последовавших судебных процессов против арендаторов могут быть инспирированы именно коррупционными интересами.

В руководстве министерства Порталу 66.ru подтвердили перечисленные проблемы, призвав дождаться решения Верховного суда. «Мы прекрасно понимаем эмоции предпринимателей и осознаем необходимость поддержки инвесторов, но накопившиеся хитросплетения в юридических взаимоотношениях участников прежнего проекта ЕАМТЛЦ требуют самого тщательного судебного разбирательства и справедливого решения», — заявил Порталу 66.ru высокопоставленный сотрудник министерства.

В то же время самым простым и убедительным жестом в подкрепление слов о справедливости стало бы расторжение арендных отношений с обанкротившимся ОАО «ЕАМТЛЦ», переставшим платить за землю целых пять лет назад.

Текст: Максим Фадейков. Фото: архив 66.ru

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.